Ребенок оценивает себя глазами окружающих людей. Все, что он слышит в свой адрес, воспринимается им и откладывается глубоко в подсознании, формируя ответную реакцию. Каждый малыш нуждается в ласке, заботе, любви и похвале. Те, кто получают положительные эмоции от жизни, становятся активными лидерами, бесстрашно отвечающими у доски в школе, с радостью участвующими в конкурсах и играх со сверстниками. Дети, чье окружение постоянно их критикует и сравнивает, кажутся вялыми, апатичными, угрюмыми и отстраненными.
Чтобы разобраться в истинной причине замкнутости маленького человека, следует внимательно понаблюдать за его жизнью, понять, что больше всего пугает малыша. После чего в корне изменить эту ситуацию, направив ее в позитивное русло. От того, что вкладывают родители и общество в ребенка сегодня, зависит его завтра.
Причины низкой самооценки и методы корректировки
То, что можно сказать взрослому человеку, недопустимо в общении с ребенком. В юном возрасте малыш впитывает сказанное в его адрес как губка. Также он не умеет постоять за себя. Ему больно, обидно и страшно, что он не оправдал надежд родителей. У подростка возникает неуверенность в своих силах на будущее. Падает стремление к развитию, потому что итак все, что он делает, получается плохо. Натолкнуть ребенка на такие мысли могут фразы и действия взрослых.
Причины низкой самооценки:
Причина | Объяснение |
---|---|
Сравнения | Бабушки, дедушки, мамы или папы постоянно сравнивают его с другими детьми: «А вот Вася уже знает весь алфавит, а ты.. ». Все дети разные. А потому, кто-то может уже читать, притом что другой ребенок только начинает осваивать буквы. Единственное допустимое сравнение — это «прошлое» и «настоящее» данного малыша. Вчера он выучил 3 буквы, а сегодня целых 5. Раньше он не знал ни одного слова по-английски, а сегодня знает целых 20 слов и т. д. Необходимо восхищаться достижениями чада. Подбадривать его и стимулировать на достижение новых вершин фразами: «Я верю в тебя, ты такой молодец! », «У тебя здорово получается! », «Я горжусь тобой! » |
Критика | Систематическая критика ребенка: « Ты делаешь все не так! », «Ничего хорошего из тебя не вырастет! », «Будешь дворы подметать! », «Из-за тебя мы мучаемся! » и т. д. Подобного рода выражения детки воспринимают как: «Я не такой, как нужно маме и папе», «Есть кто-то лучше меня, у меня никогда не выйдет хорошо». Как результат, малыш разочаровывается в собственных силах. Он плохо учится, не хочет помогать по дому и не стремится узнать что-то новое. Возникают конфликтные ситуации со сверстниками. Он тайно им завидует, считает их лучше себя. Изменить ситуацию можно словами подбадривания: «Спасибо большое за помытую посуду, ты мне очень помог», «Как здорово, что ты сдержал слово и вовремя вернулся домой с прогулки, очень приятно», «Как замечательно мы с тобой поиграли или поучили уроки, я тебя люблю». Похвала не портит детей, она их стимулирует быть еще лучше, стремиться к лучшим результатам. Они начинают гордиться собой и за это испытывают огромное уважение к близким людям, так как это они помогли ему стать таким |
Обзывания | Обязательно необходимо исключить обзывания: «Плакса! », «Ты постоянно ноешь! », «Слишком много ешь сладкого и скоро не пролезешь в двери! ». Фразы подобного рода вызывают отстраненность ребенка от того, кто ему это говорит. Он замыкается в себе и со временем начинает верить в то, что таковым является: толстым, ноющим, плаксивым и т. д. В итоге на почве стресса он начинает есть и плакать еще больше, чем раньше. Приняв данное отношение окружающих за нормальное, малыш не станет спорить с обидчиками в будущем, приняв их оскорбления за норму. Корректировать ситуацию лучше всего собственным примером. Родители должны как бы невзначай показать ребенку, что сами не огорчаются по мелочам и питаются правильно. Ребенок, наблюдая за ними, инстинктивно последует примеру |
Отношение к проступкам | Если ребенок разбил вазу или кинул камень в окно соседу, необходимо поговорить с ним по душам, спросить его мнение: «Как ты считаешь, ты правильно поступил? » и направить на правильный вывод: «Как ты думаешь, что чувствует дядя, которому ты разбил окно? Наверное, сейчас он плачет, так как ему нечем заплатить за новое. Давай пообещаем ему, что отныне ты будешь делать только добрые дела». Родители могут научить ребенка думать прежде, чем сделать неверный шаг |
Воспитывать детей очень непросто. Но методики могут быть разными. Ремень – плохая идея. Самый лучший способ достучаться до крохи – объяснить, показать как нужно, и похвалить за успех. А чтобы ребенок стал успешным в жизни и открытым, необходимо соблюдать определенные правила:
- Не поучать его в присутствии чужих людей или друзей.
- Интересоваться его мнением.
- Уделять ему больше времени. Остальные дела подождут, сокровище этой жизни – родное чадо.
- Минимизировать просмотр телевизора и игры за компьютером (в телефоне, планшете). Взамен лучше взять мяч, ракетки, удочки и приобщать малыша к природе, активным видам игр.
- Нельзя решать проблемы ребенка вместо него самого. Важно объяснить, как правильно действовать в конфликтных ситуациях со сверстниками.
- Отказаться от того, чтобы постоянно его жалеть, так как жалость унижает людей и делает их слабыми. К данному методу можно прибегать лишь изредка.
- Чаще с ним играть, обращать внимание на его просьбы, не откладывая разговор в долгий ящик.
- Делиться опытом из личной жизни. Это сближает и помогает установить доверительные отношения.
- Постоянно хвалить и поддерживать в начинаниях.
- Установить границы дозволенного. Без четких рамок ребенку сложно сориентироваться в том, что можно, а что нельзя. Не стоит допускать проявлений неуважительного отношения ко взрослым. Важно никогда не уступать там, где стоит твердый запрет. Если нельзя смотреть телевизор после 21-00, значит, нельзя всегда. Отбой в 22-00, после этого часа ребенок должен быть в постели и засыпать. Важно, чтобы родители сплотились в одну команду в этом вопросе.
- Не стоит выполнять детскую работу, которую малыш или подросток должны сделать самостоятельно. Если он уже кушает сам ложкой, кормить его больше никто не должен и т. д. Таким образом воспитывается чувство ответственности и уверенность в своих силах.
Можно взять красивый лист бумаги и описать на нем заслуги ребенка. Записать туда то, чего он достиг: выучил алфавит или таблицу умножения, самостоятельно выносит мусор, вытирает пыль, одевается и т. д. Каждый раз, когда появляется новое достижение, нужно торжественно вписывать его в почетный листок.
Социальная адаптация
Малыш, который был привязан к маме на протяжении 2 лет, испытывает невероятный страх, переступая порог детского садика, где его собираются оставить на какое-то время. Важно поговорить с крохой заранее. Объяснить, что группа в которой он отныне будет проводить время – это безопасное место. Там много деток его возраста. Все они с радостью станут с ним играть. А вечером мама обязательно вернется и заберет его домой.
Лучше всего записать ребенка на подготовительные занятия при детском садике, который он будет посещать в будущем. Постепенно маленький человек привыкнет и станет смелее, а страхи уйдут на задний план. Важно показать малышу, что воспитатель — это друг. Доверительное общение воспитателей и родителей в присутствии ребенка раскрепощает его и он уже сам готов поверить в то, что эта тетя хорошая. Помочь обрести уверенность подростку, посещающему школу, немного сложнее.
Переходный период обусловлен поиском себя и неуверенностью в том или ином шаге. Задача родителей – быть спокойными. Необходимо поддержать и направить ребенка по верному пути.
Очень хорошо стимулирует детскую психику развивающая художественная литература, где герои, преодолевая свой страх, становились сильными, помогая окружающим. Для сына можно подобрать рассказ про Робин Гуда, а для дочери — сказку про Золушку и т. д. Главное, не завышать планку, требуя от детей невозможного, так как в случае неудачи они могут поникнуть духом.
Пускай сами выбирают, развитие в каком направлении им больше по душе: танцы, музыка, углубленная математика, иностранный язык и т. д. Если внушить маленькому человеку, что он замечательный и его будут любить в любом случае (знает он или не знает школьный предмет на пятерку), то он сам захочет порадовать родителей своими успехами. Он будет стараться доказать изо дня в день, что его любят не зря, а он действительно такой, каким его видят близкие люди.
Воспитание характера у мальчика и девочки
Чтобы воспитать мальчика смелым и уверенным в себе, можно записать его занятия по борьбе. Также сыну лучше всего проводить больше времени со своим отцом. Общее дело, походы в горы, лес или на рыбалку закаляют дух и развивают кругозор.
А девочку нужно почаще хвалить и говорить, какая она умная, красивая, добрая. Ей необходима материнская энергия нежности и отцовское одобрение. Недопустимы колкие фразы в адрес дочери наподобие: «Это платье тебя полнит! », «Сегодня ты выглядишь уставшей».
Вместо них лучше сказать дочери, что ей любая одежда к лицу. Она самая красивая девочка и мама с папой безумно рады, что у них именно такая дочь. В плане выбора кружка для девочек идеально подойдут танцы, хореография, музыкальная школа, плавание и т. д.
Помочь ребенку стать уверенным в себе и укрепить самооценку очень просто. Для этого необходимо проявлять интерес к тому, чем он увлекается. Вместе играть, учить его чему-то новому, подсказывать, направлять и восхищаться тем, что получилось в итоге. Малышу, познающему мир, нужны опора, забота, любовь и вера в то, что он желанный в своей семье.